english version logo logo
version française
Музей Жизнь музея Оперный клуб Контакты
Главное меню
Главная
Шаляпин
О музеи
Фото
Оперный клуб
Письма
Статьи
Ссылки
Статьи Шаляпина
События
Гостевая книга
Карта сайта

Книги
Маска и душа
Страницы из моей жизни
Эдуард Старк "Шаляпин"
Природа таланта Шаляпина
Шаляпин и Горький
Бельские просторы
Вятский Шаляпин
Дранков



25

      - Григорий! Прибавь свету на левой кулисе. В четвертый дай софит (продольная рампа).

      - Степан! Поправь крыло у ангела.

      Рабочие бежали туда и сюда, лазили наверх, поправляли ангелов.

      В коридорах я слышал, как Григорий, Степан и прочие нелестно говорили про эти вицмундиры:

      - Дармоеды, дураки толстопузые!

      Так непочтительно выражались рабочие, а актеры друг перед другом в это самое время похваливали вслух то одного, то другого дармоеда. Чувствовалось, что похвала эта неискренняя. Спрашивали и меня иногда - знаешь ли такого-то начальника монтировочной части?

      - Да так, знаю, - говорю, - немножко; встречаю на сцене.

      - Правда, симпатичный, милый человек?

      - Да, хороший человек, - осторожно соглашаюсь я. Не думаю, однако, что по моей интонации слова хороший выпытыватель поверил мне...

      Не нравилось мне, что актеры молчали и всегда соглашались со всем, что и как им скажет чиновник по тому или другому, в сущности, актерскому, а не чиновничьему делу. Конечно, чиновники, слава богу, не _п_о_к_а_з_ы_в_а_л_и, как надо петь и играть, но выражали свое мнение веско, иногда по лицеприятию, то есть о хорошем говорили плохо, а о дурном хорошо. Случалось мне замечать, что и в драматических императорских театрах начальники монтировочных частей распоряжались на сцене своевольно, как и в опере.

      - Скажите, - говорю я артисту-товарищу, - отчего же здесь так мало идут русские оперы?

      - Довольно с тебя. Идет Русалка, идет Жизнь за царя, Руслан и Людмила, Рогнеда.

      - Но есть же другие оперы!

      - В свое время пойдут и эти. А теперь и этого довольно.

      И отказывали в постановке Псковитянки Римского-Корсакова! Неужели и от Грозного пахло щами и перегаром водки!

      Играя Мефистофеля и желая отойти от фольги, я попросил заведующего гардеробом и режиссера сшить мне новый костюм - такой, в котором, казалось мне, я мог бы несколько иначе изобразить Мефистофеля. Оба, как бы сговорившись, посмотрели на меня тускло-оловянными глазами, даже не рассердились, а сказали:

      - Малый, будь скромен и не веди себя раздражающе. Эту роль у нас Стравинский играет и доволен тем, что дают ему надеть, а ты кто такой? Перестань чудить и служи скромно. Чем скромнее будешь служить, тем до большего дослужишься...

      Как удушливый газ, отягчали мою грудь все эти впечатления. Запротестовала моя бурная натура.

     

      Запросилась душа на широкий простор,

      Взял я паспорт, подушное отдал

      И пошел в бурлаки, -

     

      как говорится в стихотворении Никитина.

      Махнул я рукою на ассирийского царя Олоферна, забрал все мое движимое имущество и укатил в Москву к Мамонтову.

      Только ли к Мамонтову? Я был в том периоде человеческого бытия, когда человек не может не влюбляться. Я был влюблен - в Москве...

     

    18

     

      В Москве мне предстояло, как читатель, вероятно, помнит, решить спор между аппетитной яблоней в цвету, нравившейся мне, и неудобоваримой Принцессой Грёзой, нравившейся С. И. Мамонтову. Я хочу исчерпать эту тему теперь же, прежде чем я перейду к дальнейшему рассказу об эволюции моего сценического творчества. Дело в том, что этот московский период, в течение которого я нашел наконец свой настоящий путь в искусстве и окончательно оформил мои прежние бессознательные тяготения, отмечен благотворным влиянием замечательных русских художников. После великой и правдивой русской драмы влияния живописи занимают в моей артистической биографии первое место. Я думаю, что с моим наивным и примитивным вкусом в живописи, который в Нижнем Новгороде так забавлял во мне Мамонтова, я не сумел бы создать те сценические образы, которые дали мне славу. Для полного осуществления сценической правды и сценической красоты, к которым я стремился, мне было необходимо постигнуть правду и поэзию подлинной живописи.

 
© 2007 - 2010 Дом-музей Фёдора Ивановича Шаляпина - сайт о музеи, жизни и творчестве Шаляпина.
Контакты с администрацией сайта: admin@shalyapin-museum.org
Контакты с администрацией музея: contact@shalyapin-museum.org
Адрес музея: 123242, Москва, Новинский б-р, д.25 - Телефон: 205-6236