english version logo logo
version française
Музей Жизнь музея Оперный клуб Контакты
Главное меню
Главная
Шаляпин
О музеи
Фото
Оперный клуб
Письма
Статьи
Ссылки
Статьи Шаляпина
События
Гостевая книга
Карта сайта

Книги
Маска и душа
Страницы из моей жизни
Эдуард Старк "Шаляпин"
Природа таланта Шаляпина
Шаляпин и Горький
Бельские просторы
Вятский Шаляпин
Дранков



48

      Постановщик мне объясняет:

      - Легенда о Дон-Жуане весьма старинного происхождения. Аббат Этьен на 37-й странице III тома своего классического труда относит ее возникновение к XII веку. Думаю ли я, что Каменного гостя можно ставить в стиле XII века?

      - Отчего же нельзя, - отвечаю. - Ставьте в стиле XII века.

      - Да, - продолжает ученый мой собеседник. - Но Родриго дель Стюпидос на 72-й странице II тома своего не менее классического труда поместил легенду о Дон-Жуане в рамки XIV века.

      - Ну что же. И это хорошо. Чем плохой век? Ставьте в стиле XIV века.

      Прихожу на репетицию. И первое, что я узнаю, это то, что произведение Даргомыжского по Пушкину ставят в стиле XII века. Узнал я это вот каким образом. У Лауры веселая застольная пирушка. На столе, конечно, полагается быть канделябрам. И вдруг постановщик заметил, что канделябры не соответствуют стилю аббата Этьена. Пришел он в неописуемое волнение!

      - Григорий! Рехнулся, что ли? Что за канделябры! Тащи канделябры XII века... Григорий!

      Появился бутафор. Малый, должно быть, VII века и о XII веке не слыхивал. Ковыряя в носу, он флегматически отвечает:

      - Так что, господин режиссер, окромя как из Хюгенотов, никаких канделябрей у нас нет...

      Очень мне стало смешно.

      - Бог с ними, - думаю, - пускай забавляются.

      Приступили к репетициям.

      Пиршественный стол поставлен так, что за ним не только невозможно уютно веселиться, но и сидеть за ним удобно нельзя.

      Вступает в действие Дон Карлос. По пьесе это грубый солдафон. Для прелестной восемнадцатилетней Лауры он не находит за пиром никаких других слов, кроме вот этих:

     

      ...Когда

      Пора пройдет, когда твои глаза

      Впадут, и веки, сморщась, почернеют,

      И седина в косе твоей мелькнет,

      И будут называть тебя старухой,

      - Тогда что скажешь ты?

     

      Роль этого грубого вояки должен петь суровый бас, а запел ее мягкий лирический баритон. Она, конечно, лишилась характера. Постановщик же, поглощенный канделябрами, находил, по-видимому, бескостный тон певца вполне подходящим - ничего не говорил. Об этом не сказано ничего ни у аббата Этьена, ни у Родриго дель Стюпидоса...

      Послушал я, послушал, не вытерпел и сказал:

      - Пойду я, господа, в баню. Никакого Каменного гостя мы с вами петь не будем.

      И ушел. Каменный гость был поставлен без моего участия и, разумеется, предстал перед публикой в весьма печальном виде.

     

    35

     

      Кажется мне порою, что растлевающее влияние на театр оказал и общий дух нового времени. Долго наблюдал я нашу театральную жизнь в столицах и не мог не заметить с большим огорчением, что нет уже прежнего отношения актера к театру. Скептики иногда посмеиваются над старомодными словами - святое искусство, храм искусства, священный трепет подмостков и т. п. Может быть, оно звучит и смешно, но ведь не пустые это были слова для наших стариков. За ними было глубокое чувство. А теперь похоже на то, что молодой актер стал учиться в училищах главным образом только для того, чтобы получить аттестат и немедленно же начать играть Рюи Блаза. Перестал как будто молодой актер задумываться над тем, готов ли он. Он стал торопиться. Его занимают другие вопросы. Весь трепет свой он перенес на дешевую рекламу. Вместо того, чтобы посвятить свою заботу и свое внимание пьесе, изображению персонажа, спектаклю, он перенес свое внимание на театральный журнальчик и на афишу - имя большими буквами. Понятно, что лестно увидеть свое изображение на первой странице журнала с надписью внизу: Усиков. Один из самых наших замечательных будущих талантов. Приятно и ослепительно. Но в этом ослеплении актер перестал замечать, что от интимных отношений со священным искусством он все ближе и ближе переходил к базару. Актер обтер свое лицо об спину театрального репортера...

 
© 2007 - 2010 Дом-музей Фёдора Ивановича Шаляпина - сайт о музеи, жизни и творчестве Шаляпина.
Контакты с администрацией сайта: admin@shalyapin-museum.org
Контакты с администрацией музея: contact@shalyapin-museum.org
Адрес музея: 123242, Москва, Новинский б-р, д.25 - Телефон: 205-6236