english version logo logo
version française
Музей Жизнь музея Оперный клуб Контакты
Главное меню
Главная
Шаляпин
О музеи
Фото
Оперный клуб
Письма
Статьи
Ссылки
Статьи Шаляпина
События
Гостевая книга
Карта сайта

Книги
Маска и душа
Страницы из моей жизни
Эдуард Старк "Шаляпин"
Природа таланта Шаляпина
Шаляпин и Горький
Бельские просторы
Вятский Шаляпин
Дранков



7

    В калейдоскопе литературных чтений на Капри и разного рода суждений о недавно написанном (что потом бурно обсуждалось в отечественной периодике) заметно выделялись, хотя это и были произведения «малого жанра», бунинские деревенские рассказы и горьковские рассказы-странствия, не случайно объединенные в цикл с таким вызывающе громким названием — «По Руси». Представления этих двух писателей, которые так часто встречались, дружили, хотя и не всегда ровно друг к другу oтносились, о подлинной, настоящей, метко схваченной «живой Руси» (а это в них видели современники) были во многом несходными. Они явно вступали в полемику друг с другом. О Горьком каприйских лет (когда появились «Исповедь», «Жизнь Матвея Кожемякина», «По Руси», «Детство») критика стала писать как о «новом», сложного художественного мира писателе, отказавшемся oт «эсдековской» схематичности периода «Матери» и «Города Желтого Дьявола». В нем стали видеть не только протестующие начала, но и стремление понять «задачу оправдания жизни», решать вопросы общенационального, бытийного характера (18). Особенно настойчиво критика утверждала это после выхода «Детства». В образе Бабушки видели типично русскую натурy, праведницу, одну из тех, которыми «держится русская земля», а начала доброты, так свойственные ее характеру, проецировались на мировосприятие писателя. Однако «живую Русь», русский национальный характер Горький представлял в резко различающихся обликах. Это не только Бабушка с её всепримиряющей добротой, но это и непокорные, бунтующие люди. Почти символично открывал писатель свой цикл «По Руси» рассказом «Рождение человека», предугадывая в крошечном, только что рожденном орловце, беспокойном, орущем, будущего бунтаря. О замысле рассказа Горький как-то поведал Бунину во время прогулки по одной из горных каприйских троп и даже обещал посвятить рассказ ему, тоже «орловцу», рожденному в срединной России. Однако посвящение так и не состоялось. Возможно, потому, что в большой теме «матерей и их сыновей» писатели, может быть, и неощутимо для других, но во многом занимали разные позиции.

    Это обнаружилось при обсуждении одного из самых пронзительно-скорбных рассказов Бунина на деревенскую тему «Веселый двор», из числа написанных на Капри. Писатель читал его в доме Горького собравшимся у него русским под новый 1912 г., перед праздничным ужином. Это рассказ о печальной участи крестьянки, потерявшей сбившегося с пути мужа, умирающей от голода без поддержки сына. Ужасна и его судьба. Не нашедший себя в жизни, спивающийся, он после смерти матери кончает жизнь самоубийством под колесами поезда. Явно непраздничный рассказ задел Горького. Он писал Е.П.Пешковой: «...В высшей степени красиво сделано, но производит угнетающее впечатление <...>. Потом долго спорили о русском народе и судьбах его» (19). Бунин придавал paccказу программное значение, о чем сообщал брату Ю.А.Бунину: «Расширил рассказ, назвал его так: “Maть и сын, будничная повесть”, <…> читал у Горького. Все очень хвалили, сам Горький — сдержанно, намекнул, что России я не знаю <…>. Горький полагает, что касаться матерей, души русского народа — это его специальность» (20). В своем образе «матери» Бунин выделял, при всем ужасе «будничной» жизни, христианскую стойкость и просветленность.

 
© 2007 - 2010 Дом-музей Фёдора Ивановича Шаляпина - сайт о музеи, жизни и творчестве Шаляпина.
Контакты с администрацией сайта: admin@shalyapin-museum.org
Контакты с администрацией музея: contact@shalyapin-museum.org
Адрес музея: 123242, Москва, Новинский б-р, д.25 - Телефон: 205-6236