english version logo logo
version française
Музей Жизнь музея Оперный клуб Контакты
Главное меню
Главная
Шаляпин
О музеи
Фото
Оперный клуб
Письма
Статьи
Ссылки
Статьи Шаляпина
События
Гостевая книга
Карта сайта

Книги
Маска и душа
Страницы из моей жизни
Эдуард Старк "Шаляпин"
Природа таланта Шаляпина
Шаляпин и Горький
Бельские просторы
Вятский Шаляпин
Дранков



54

    Радостью возвращения к большой работе на русской сцене Шаляпин делился с Горьким в письме от середины ноября: «Приехав сюда, в Петербург, я сразу попал в огромный котел, в котором и кипел (если не киплю и сейчас еще) все это время… искренно любя Мусоргского, желая осуществить дорогую для меня «Хованщину», в более или менее надлежащей постановке, — взялся добровольно за этот огромный труд и, кажется, добился хороших результатов. Сейчас опера прошла уже четыре раза и <…> нравится всем, за исключением злобствующего верблюда Иванова — нововременского критика <…>. Я, конечно, счастлив за «Хованщину». Она идет недурно, артисты и хористы сделали все, что они могут сделать, и это, конечно, великая награда мне за все мои труды, а трудов было так много, что я не находил время, чтобы побриться. Ежедневно репетиции, а параллельно еще и очередные спектакли, которых я спел уже двадцать штук» (44).

    Будучи на Капри в сентябре, Шаляпин рассказывал, среди прочего, о своем друге-художнике К.А.Коровине. Он неизменно поддерживал артиста в период самых тревожных его летних переживаний. Тогда во французском городке Виши был написан Коровиным — в июле 1911 г. — новый портрет певца. Возможно, Шаляпин рассказывал каприйцам и об этой, очень интересной, только что состоявшейся работе художника.

    Этот портрет Шаляпина, ставший потом одним из наиболее известных, воссоздает облик артиста в самых мажорных, радостных тонах. Перед зрителем предстает человек-красавец, жизнелюб, подлинный «сын гармонии» в пушкинском смысле. Друзья немало наблюдали, а потом рассказывали о Шаляпине, что внезапные осложнения и даже недоразумения, выводившие его из себя, или сильно задевшие, вместе с тем каким-то образом обостряли его артистическую самоотдачу: в таких обстоятельствах он играл и пел еще блистательнее (45). Можно предположить, что и особый колорит портрета тоже рождался отчасти как отражение внутренних переживаний, которые в то время владели Шаляпиным, его сопротивления всему мелочному, что омрачало его самочувствие и что уловил тонкий и чуткий Коровин. И может быть, это выразил едва заметный на портрете штрих грусти в глубоком взгляде Шаляпина. Быть может, и очередные успехи Шаляпина в осеннем сезоне 1911 г. — в качестве артиста, певца и режиссера — вобрали не только его редкую творческую силу, но также умение сопротивляться всему недоброму – малому и большому, всё преодолевая своим гением.

    ПРИМЕЧАНИЯ

1. Шаляпин Ф.И. Статьи. Высказывания. Воспоминания о Шаляпине. Т.2. М., 1958. С. 237.

2. См. подробнее о всех каприйских событиях этого приезда Шаляпина в Очерке первом.

3. См.: публикацию А.М. Марченкова (в наст. изд. рис. 2) в «Литературной газете» – 14 февраля 1973 г. ( № 7, с. 3); Быковцева Л. Горький в Италии. Монография. М., 1975 (рис. 1 и 3); Литературное наследство. Т. 95. М., 1988. С. 341, 343, 873. Разборы шаляпинских набросков Горького см. также в статьях автора данной работы, напечатанных в cб.: Проблемы наследия Ф.И. Шаляпина. Вып.  и III. М.,1999, 2002.

4. См. в кн.: Раскин А. Шаляпин и русские художники. Л.; М., 1963.

5. Горьковские чтения. 1949—1952. М., 1954. С. 14—22. См. об этом также в Очерке первом.

6. См.: Шаляпин в гостях у Горького на Капри в сентябре 1911 г. Из дневника К.П. Пятницкого / Публикация и комментарии Е.Г. Коляды // ЛН. Т. 95. С. 474—476.

7. Публикаторы рисунка в ЛН. Т. 95 (с. 873) сочли дату работы над ним неопределенной: 1911—1913 гг.

8. Раскин А. Шаляпин и русские художники. С. 134—135.

9. Там же. С. 135.

10. ЛН. Т. 95 . С. 474.

11. Там же. С. 804.

12. Шаляпин Ф.И. Маска и душа. Мои сорок лет на театрах. М.: Московский рабочий, 1989. С. 267.

13. Горьковские чтения. 1949—1952. С. 22.

14. См. стихотворение-манифест Н.А.Некрасова «Поэт и гражданин» (1855—1856).

15. Горьковские чтения. 1949—1952. С. 63.

16. Там же. С. 26.

17. Там же. С. 22.

18. Там же. С. 20—21.

19. См. об этом в статье Г.Н.Ковалевой «О взаимоотношениях Шаляпина и Горького в 1911—1912 гг. в сб.: Проблемы наследия Ф.И. Шаляпина. М., 1999. С. 130—131.

20. Архив А.М. Горького. Т. 9: Письма к Е.П.Пешковой. М., 1966. С. 123.

21. Горьковские чтения. 1949—1952. С. 18.

22. Архив А.М.Горького Т. 9. С. 118.

23. Шаляпин Ф.И. Маска и душа. С. 265.

24. Шаляпин Ф.И. Статьи. Высказывания. Воспоминания о Шаляпине. Т. 2. С. 49—50.

25. Горьковские чтения .1949—1952. С. 19.

26. Шаляпин Ф.И. Литературное наследство. Письма. И.Шаляпина. Воспоминания об отце. Т. 1. М., 1957. С. 472.

27. Каратыгин В. 1. Мусоргский. 2. Шаляпин. Пг., 1923; Головинский Г.Л. Мусоргский и Чайковский. Опыт сравнительной характеристики. М., 2001. С. 16 и др.

28. Шаляпин Ф.И. Литературное наследство . Т. 1. С. 474.

29. Шаляпин Ф.И. Маска и душа. С. 267.

30. Шаляпин Ф.И. Литературное наследство. Т. 1. С. 473.

31. Пушкин А.С. «К Н.Я.Плюсковой ( «На лире скромной, благородной…», 1818); см. также статью А.Блока «О назначении поэта» (1921).

32. См. стихотворение А.С.Пушкина «Поэту» (1830).

33. Архив А.М.Горького. Т. ХIY. М., 1976. С. 220.

34. Там же.

35. ЛН. Т. 95. С. 342.

36. Архив А.М.Горького. Т. 9. С. 123.

37. Горьковские чтения. 1949 – 1952. С. 62-63.

38. Там же. С. 36.

39. Архив А.М.Горького: Птл-кол-1-121-1 (письмо Шаляпину от «группы передовых рабочих заводов»).

40. Там же. КГ-изд-35-14-11.

41. Там же. КГ-п-75-9-8.

42. Архив А.М.Горького. Т. 9. С. 123.

43. Цит. по 95. М., 1988. С. 341, 343, 873.  С. 25.  

44. Горьковские чтения. 1949—1952. С. 23.

45. См. об этом в воспоминаниях: Коровин К.А. Шаляпин. Встречи и совместная жизнь. Рассказы о Шаляпине. М., 1993. 

 
© 2007 - 2010 Дом-музей Фёдора Ивановича Шаляпина - сайт о музеи, жизни и творчестве Шаляпина.
Контакты с администрацией сайта: admin@shalyapin-museum.org
Контакты с администрацией музея: contact@shalyapin-museum.org
Адрес музея: 123242, Москва, Новинский б-р, д.25 - Телефон: 205-6236