english version logo logo
version française
Музей Жизнь музея Оперный клуб Контакты
Главное меню
Главная
Шаляпин
О музеи
Фото
Оперный клуб
Письма
Статьи
Ссылки
Статьи Шаляпина
События
Гостевая книга
Карта сайта

Книги
Маска и душа
Страницы из моей жизни
Эдуард Старк "Шаляпин"
Природа таланта Шаляпина
Шаляпин и Горький
Бельские просторы
Вятский Шаляпин
Дранков



4

дставляла из себя Уфа в год приезда Шаляпина? «Город был тогда... тихий, задумчивый, ласковый. Тянулись улицы, заросшие травой, и было видно поле, куда выходили они. А на улице домики одноэтажные, реже двухэтажные, с садами и садиками, где пышно росла сирень, жасмины, георгины, — низенькие домики с окнами, запиравшимися на ночь ставнями с железными болтами... Посреди города разлеглась площадь — огромная, не в базарные дни пустынная, немощеная... В площадь вливались почти все улицы, а кругом площади разместилась вся уфимская цивилизация — тянулись длинные ряды, стояли большие дома, даже в три этажа, тут была и почта, и аптека, и палаты, и Дворянское собрание, и «Грантотель с нумерами». Красовалась вывеска «Дамская портная», а обвитый сеном обруч и без вывески говорил понятливым людям, что здесь постоялый двор. Город обтекала чудесная Белая с голубоватой прозрачной водой, самая радостная река, какую я видел в России, и с другой стороны текла, вливаясь в Белую, сумрачная Уфимка... Захолустным, стародавним, давно забытой центральной Россией веяло от города....» Такое описание дал писатель-народоволец С.Я.Елпатьевский, отбывавший ссылку в Уфе за шесть лет до приезда Шаляпина, Но нельзя считать, что в Уфе была, как говорится, «тишь да гладь, да божья благодать». В 1891 году в городе вспыхнула первая стачка в железнодорожных мастерских. Рабочие требовали немедленной выдачи задержанной заработной платы. Администрации пришлось удовлетворить требование мастеровых. Шаляпин был, наверное, знаком с обстановкой. Были у него друзья-товарищи из мастерских. Плохо жили рабочие, условия труда были ужасными. Треть населения города была неграмотной. Но Уфа была и музыкальной, театральной. «Из маленьких домиков плыла музыка в тихие улицы. Я дивился, — вспоминал С.Я.Елпатьевский, — когда в скромненькой квартире чиновника, приказчика, служащего встречал рояль или пианино, скрипку и узнавал, что дети людей, живущих на 50—60 рублей в месяц, берут систематические уроки музыки. Были кружки, где музыка являлась серьезным содержанием жизни. В один из таких кружков я попал вскоре по приезде и начал получать приглашения на квартеты — квартеты, которые бы сделали честь и столице... Процветало и пение... Нашлись прекрасные голоса, уже при мне была поставлена опера «Аскольдова могила», с хорошим исполнением местными силами, а после моего отъезда образовалось нечто вроде маленькой консерватории, и начали систематически исполняться отрывки из опер. Музыка давно прижилась в Уфе, вошла в нравы, в быт, успела сложить традиции». В 50-х годах в Уфе проживало несколько преподавателей музыки, пианистов и скрипачей, которые в любительских спектаклях исполняли произведения Моцарта, Шопена, Кальбреннера. Уфимские педагоги Игнатович и Новицкий были, например, первыми домашними учителями замечательной русской пианистки В.В.Тимановой. В 1872 году на Голубиной улице (ныне улица Пушкина) в доме мензелинского воеводы ссыльными поляками была построена сцена и на удивление уфимцам на польском языке поставлена оперетта «Пан Бронислав». По просьбе жителей ее повторили дважды. В 1841—1843 годах в Уфе выступала профессиональная труппа Н.А.Соколова, до этого девять лет подряд игравшая в Казани. С большим успехом исполнялись оперы «Аскольдова могила» А.Н.Верстовского и «Цампа» Ф. Герольда. Из драматических произведений среди других пьес дважды шел «Ревизор» Гоголя. Спектакли первого профессионального театра в Уфе продолжались два сезона. В 1861 году на пожертвования разных лиц было построено деревянное здание зимнего театра в три яруса с бельэтажем, ложами, галереей. В 1868 году оно сгорело. На его месте по проекту Р.О.Карвовского было построено новое двухэтажное здание театра на 800 мест, торжественное открытие которого состоялось в 1876 году. Собственный театр появился в Уфе. А ведь в городе в 1874 году было всего 21900 жителей. Театр размещался в квадрате, образуемом теперешними улицами Матросова, Фрунзе, Цюрупы и Тукаева. Здесь и предстояло играть труппе Семенова-Самарского, в составе которой был Федор Шаляпин. Здание театра сгорело в 1892 году вскоре после отъезда Шаляпина. До 26 сентября шли репетиции приезжей труппы в городском театре. «Начались репетиции. Нас было 17 мужчин и 20 женщин в хоре. Занимались мы под скрипку, на которой играл хормейстер Гончаров — милый и добродушный человек, отчаянный пьяница. Вдруг, к ужасу моему, начали говорить, что антрепренер «перебрал» хористов и некоторые, являясь лишними, будут уволены. Я был уверен, что уволят именно меня. Но когда было предложено рассчитать меня, хормейстер заявил: — Нет, этого мальчика надо оставить. У него недурной голос, и он, кажется, способный... «Целый Урал свалился с души моей», — вспоминал Шаляпин. Но репетиций для него, как он считал, было мало. Помог И.П.Пеняев. «Любя дуэты, — пишет он, — я предложил Шаляпину попеть со мною. По камертону мы очень удачно их распевали дома. Слушая его, я должен был сознаться, что партнер мой куда более музыкальнее и успешнее меня читает ноты. Его свежий, молодой голос часто заставлял меня сожалеть о том, что при таком богатом голосовом материале он так неуклюж и неловок». Приближалось время открытия осенне-зимнего сезона в уфимском театре... С.Я.Семенов-Самарский позаботился о том, чтобы городской театр в Уфе был заблаговременно отремонтирован. Почти для всех оперетт готовились новые декорации. Был сделан новый занавес, на котором помещались рекламы уфимских купцов.

 
© 2007 - 2010 Дом-музей Фёдора Ивановича Шаляпина - сайт о музеи, жизни и творчестве Шаляпина.
Контакты с администрацией сайта: admin@shalyapin-museum.org
Контакты с администрацией музея: contact@shalyapin-museum.org
Адрес музея: 123242, Москва, Новинский б-р, д.25 - Телефон: 205-6236