english version logo logo
version française
Музей Жизнь музея Оперный клуб Контакты
Главное меню
Главная
Шаляпин
О музеи
Фото
Оперный клуб
Письма
Статьи
Ссылки
Статьи Шаляпина
События
Гостевая книга
Карта сайта

Книги
Маска и душа
Страницы из моей жизни
Эдуард Старк "Шаляпин"
Природа таланта Шаляпина
Шаляпин и Горький
Бельские просторы
Вятский Шаляпин
Дранков



6

    ИМЯ НА ТЕАТРАЛЬНОЙ АФИШЕ

      «В этот первый мой сезон (кроме Стольника в «Гальке») я спел еще Феррандо в «Трубадуре» и Неизвестного в «Аскольдовой могиле», — вспоминал Шаляпин. Но выступлений было намного больше. Вспомним, в каких постановках имя Федора Шаляпина появлялось на театральных афишах Уфы. «Певец из Палермо» — второй бас 26 сентября 1890 г. Сезон начался комической оперой австрийского композитора А.Замара «Певец из Палермо». «Конечно, больше всех волновался я, — вспоминал Шаляпин. — Боже мой, как приятно было мне видеть на афишах мою фамилию: «Вторые басы: Афанасьев и Шаляпин». Первым спектаклем шел «Певец из Палермо». Костюмы для хора разделялись на испанские и пейзанские. Пейзанский костюм — шерстяное трико или чулки, стоптанные туфли, коротенькие штанишки — «трусики», куртка из казинета, или «чертовой кожи», отороченная тесьмой, и поверх куртки белый воротник. Испанский костюм «строился» из дешевого плюша. Штаны были еще короче пейзанских. Вместо куртки — колет, а на плечах — коротенький плащ. К сему полагались картонные шапки, обшитые плюшем или атласом. Я надел испанский костюм, сделал себе маленькие усики, подвел брови, накрасил губы, побелился, нарумянился во всю мочь, стараясь сделать себя красивым испанцем. Я был неимоверно худ. Впервые в жизни я надел трико, и мне казалось, что ноги у меня совершенно голые. Было стыдно, неловко. Когда хор позвали на сцену, я встал в первом ряду хористов и принял надлежащую испанскую позу: выставил ногу вперед, руку — фертом положил на бедро, гордо откинул голову. Но оказалось, что эта поза — свыше моих сил. Нога, выставленная вперед, страшно дрожала. Я оперся на нее и выставил другую. Она тоже предательски тряслась, несмотря на все мои усилия побороть дрожь. Тогда я позорно спрятался за хористов.

Подняли занавес, и мы дружно запели: Раз, два, три, Посмотри Там на карте поскорей... Внутри у меня тоже все дрожало от страха и радости. Я был, как во сне. Публика кричала, аплодировала, а я готов был плакать от волнения. Лампы-молнии, стоявшие перед рампой, плясали огненный танец. Черная пасть зрительного зала, наполненная ревом и всплесками белых рук, была такой весело-грозной...» Газета «Волжский вестник» (Казань) 4 октября 1890 года сообщала: «Нам пишут из Уфы, что 26-го сентября состоялось там открытие зимнего сезона в городском театре. Несмотря на грязь и ненастную погоду, публики собралось немало. Поставлена была оперетка «Певец из Палермо», которая прошла довольно живо... Вообще, опереточная труппа, которая будет играть в Уфе под управлением г.Семенова-Самарского (антрепренер), обещает быть довольно удовлетворительной, если не хорошей». В программке этого спектакля, хранившейся у дочери Шаляпина Ирины Федоровны, фамилия артиста не была даже упомянута, а на обороте ее от руки было написано: «Шаляпин в хоре». «Гаспарон — морской разбойник» — Пьеро 9 октября Шаляпин выступал в роли Пьеро, контрабандиста, в оперетте К.Миллекера «Гаспарон — морской разбойник». Сохранилась отпечатанная в типографии Блохина программа спектакля. Это самая ранняя из шести программ первого театрального сезона Шаляпина, выявленных к настоящему времени. Она воспроизведена в фотоальбоме «Федор Иванович Шаляпин» (М., 1986, с.19). Ценность ее в том, что театральная хроника и объявления в газете «Уфимские губернские ведомости» отсутствовали. Вот ее текст: «Программа. Уфа. С дозволения начальства, во вторник, 9 октября 1890 г. в городском театре артистами русской комической оперы и оперетты под управлением С.Я.Семенова-Самарского представлен будет «Гаспарон — морской разбойник», оперетта в 3-х актах, музыка К.Миллекера, пер. М.Я.Ярона. Действующие лица: Шарлотта, графиня Санта Кроче — г-жа Терачиано; Баболен Назони, подеста Сиракуз — г. Жилин; Сандульский, его сын — г. Пеняев; граф Эрминио — г.Семенов-Самарский... контрабандисты г.Вишневский, г.Шаляпин, г. Мешалкин... Жители Сиракуз, солдаты, контрабандисты, моряки, крестьяне и пр. Действие в Сиракузах в 1820 г. Дирижер А.С.Апрельский. Режиссер С.Я.Семенов-Самарский. Начало в 8 часов вечера». Октябрь-ноябрь. Шаляпин участвует во всех спектаклях труппы в качестве хориста и в выходных ролях. «Через месяц я уже мог стоять на сцене, как хотел. Ноги не тряслись, и на душе было спокойно, — пишет он. — Мне уже начали давать маленькие роли в два-три слова. Я выходил на середину сцены и громогласно объявлял герою оперетки:

 
© 2007 - 2010 Дом-музей Фёдора Ивановича Шаляпина - сайт о музеи, жизни и творчестве Шаляпина.
Контакты с администрацией сайта: admin@shalyapin-museum.org
Контакты с администрацией музея: contact@shalyapin-museum.org
Адрес музея: 123242, Москва, Новинский б-р, д.25 - Телефон: 205-6236