english version logo logo
version française
Музей Жизнь музея Оперный клуб Контакты
Главное меню
Главная
Шаляпин
О музеи
Фото
Оперный клуб
Письма
Статьи
Ссылки
Статьи Шаляпина
События
Гостевая книга
Карта сайта

Книги
Маска и душа
Страницы из моей жизни
Эдуард Старк "Шаляпин"
Природа таланта Шаляпина
Шаляпин и Горький
Бельские просторы
Вятский Шаляпин
Дранков



9

Я за дружбу и участье, Братья, чару поднимаю...

Хор ответил:

На счастье! Я встал с кресла и ватными ногами, пошатываясь, отправился, как на казнь, к суфлерской будке. На репетиции дирижер говорил мне: — Когда будешь петь, обязательно смотри на меня! Я уставился на него быком и, следуя за палочкой, начал в темпе мазурки мою арию:

Ах, друзья, какое счастье! Я терзаюсь, я не смею, — Выразить вам не сумею Благодарность за участье!

Эти возгласы Стольник, очевидно, обращал к своим гостям, но я стоял к гостям спиною и не только не обращал на них внимания, но, даже забыв, что на сцене существует еще кто-то, кроме меня, очень несчастного человека в ту минуту. Вытаращив глаза на дирижера, я пел, и все старался сделать какой-нибудь жест. Я видел, что певцы разводят руками и вообще двигаются. Но мои руки вдруг оказались невероятно тяжелыми и двигались только от кисти до локтя. Я отводил их на пол-аршина в сторону и поочередно клал на живот себе то одну, то другую. Но голос у меня, к счастью, звучал свободно. Когда я кончил петь, раздались аплодисменты. Это изумило меня, и я подумал, что аплодисменты не мне. Но дирижер шептал: — Кланяйся, черт! Кланяйся! Тогда я начал усердно кланяться во все стороны. Кланялся и задом отходил к своему креслу. Но один из хористов — Сахаров, человек занимавшийся фабрикацией каучуковых штемпелей и очень развязный на сцене, зачем-то отодвинул мое кресло в сторону. Разумеется, я сел на пол. Помню, как нелепо взлетели мои ноги кверху. В театре раздался громкий хохот, и снова грянули аплодисменты. Я был убит, но все-таки встал, поставил кресло на старое место и всадил себя в него как можно прочнее. Сидел и молча горько плакал. Слезы смывали грим, текли по подусникам. Обидно было за свою неуклюжесть и на публику, которая одинаково жарко аплодирует и пению, и падению. В антракте меня все успокаивали. Но это не помогало мне, и я продолжал петь оперу до конца уже без подъема, механически, в глубоком убеждении, что я бездарен на сцене. Но после спектакля Семенов-Самарский сказал мне несколько лестных слов, не упомянув о моей неловкости, и это несколько успокоило меня. «Галька» прошла раза три. Я пел Стольника с успехом и уже когда пятился задом, то нащупывал рукою, тут ли кресло...». В книге воспоминаний «Маска и душа» Шаляпин снова вспоминает о дебюте: «Хотя я думал, что театр только развлечение, было у меня гордое и радостное чувство какого-то благородного служения — служения искусству. Я очень всерьез принимал свою сценическую работу, поочередно одеваясь и гримируясь то под испанца, то под пейзана… Эти две разновидности человеческой породы исчерпывали в то время всю гамму моего репертуара. Но, по-видимому, и в скромном амплуа хориста я успел высказать мою природную музыкальность и недурные голосовые средства. Когда однажды один из баритонов труппы внезапно, накануне спектакля, почему-то отказался от роли Стольника в опере Монюшко «Галька», а сменить его в труппе было некем, то антрепренер Семенов-Самарский обратился ко мне — не соглашусь ли я спеть эту партию. Несмотря на мою крайнюю застенчивость, я согласился. Это было очень соблазнительно: первая в жизни серьезная роль. Я быстро разучил партию и выступил. Несмотря на печальный инцидент в этом спектакле (я сел на сцене мимо стула), Семенов-Самарский все же был растроган и моим пением, и моим добросовестным желанием изобразить нечто похожее на польского магната. Он прибавил мне к жалованию 5 рублей и стал поручать новые роли. Я до сих пор суеверно думаю: хороший признак новичку в первом спектакле на сцене при публике сесть мимо стула. Всю последующую карьеру я, однако, зорко следил за креслом и опасался не только сесть мимо, но и садиться в кресло другого...» В письме к одному из своих казанских друзей, отправленном вскоре после выступления в сольной партии Стольника, Шаляпин несколько по-другому описывает свой дебют: «После многих данных в Уфе оперетт стали ставить оперы; начали учить «Гальку», я, понятно, учил хоровые партии. За три дня до постановки оперы захворал артист, который должен был исполнять роль Стольника. Больше дать эту роль было некому — приходилось отменить спектакль. Я предложил свои услуги Самарскому; тот, хотя и посмеялся, но сказал, что если успеете выучить, то на репетиции посмотрю. Я выучиваю роль в два дня и пою прекрасно. Приходит начало спектакля... Увертюра... Я появляюсь на сцене... Трясет так, что зуб на зуб не попадает — пропал, думаю! Поднимается занавес — пою свободно... Ария моя в первом акте «Ах, друзья, какое счастье!» прошла при громадном аплодисменте… Кончился акт — слышу вызывают Шаляпина. Ну, думаю, артист!» Прямо скажем, что тут нет ни капельки бахвальства. Артист Иван Пеняев подтверждает: «Заключительная ария Стольника в первом акте была покрыта дружными аплодисментами всего театра. Успех был громадный, и я в душе порадовался за Шаляпина. После такого успеха С.Самарский «великодушно» прибавил Федору Ивановичу пять рублей. Теперь Шаляпин, бывший раньше в загоне у хористов, которые зло насмехались над ним и шутили над его костюмом и неповоротливостью, сразу вырастает на целую голову и приобретает всеобщее внимание». ...Прошло много лет. В 1901 году Ф.И. Шаляпина пригласили в Италию, в театр «Ла Скала», исполнять на итальянском языке партию Мефистофеля. Это было трудное испытание. Он снова вспомнил тогда Уфу: «Начался спектакль. Я дрожал так же, как на первом дебюте в Уфе, в «Гальке», так же не чувствовал под собою сцены и ноги у меня были ватные. Сквозь туман видел огромный зал, туго набиты

 
© 2007 - 2010 Дом-музей Фёдора Ивановича Шаляпина - сайт о музеи, жизни и творчестве Шаляпина.
Контакты с администрацией сайта: admin@shalyapin-museum.org
Контакты с администрацией музея: contact@shalyapin-museum.org
Адрес музея: 123242, Москва, Новинский б-р, д.25 - Телефон: 205-6236