english version logo logo
version française
Музей Жизнь музея Оперный клуб Контакты
Главное меню
Главная
Шаляпин
О музеи
Фото
Оперный клуб
Письма
Статьи
Ссылки
Статьи Шаляпина
События
Гостевая книга
Карта сайта

Книги
Маска и душа
Страницы из моей жизни
Эдуард Старк "Шаляпин"
Природа таланта Шаляпина
Шаляпин и Горький
Бельские просторы
Вятский Шаляпин
Дранков



10

оглашусь ли я спеть эту партию. Несмотря на мою крайнюю застенчивость, я согласился. Это было очень соблазнительно: первая в жизни серьезная роль. Я быстро разучил партию и выступил. Несмотря на печальный инцидент в этом спектакле (я сел на сцене мимо стула), Семенов-Самарский все же был растроган и моим пением, и моим добросовестным желанием изобразить нечто похожее на польского магната. Он прибавил мне к жалованию 5 рублей и стал поручать новые роли. Я до сих пор суеверно думаю: хороший признак новичку в первом спектакле на сцене при публике сесть мимо стула. Всю последующую карьеру я, однако, зорко следил за креслом и опасался не только сесть мимо, но и садиться в кресло другого...» В письме к одному из своих казанских друзей, отправленном вскоре после выступления в сольной партии Стольника, Шаляпин несколько по-другому описывает свой дебют: «После многих данных в Уфе оперетт стали ставить оперы; начали учить «Гальку», я, понятно, учил хоровые партии. За три дня до постановки оперы захворал артист, который должен был исполнять роль Стольника. Больше дать эту роль было некому — приходилось отменить спектакль. Я предложил свои услуги Самарскому; тот, хотя и посмеялся, но сказал, что если успеете выучить, то на репетиции посмотрю. Я выучиваю роль в два дня и пою прекрасно. Приходит начало спектакля... Увертюра... Я появляюсь на сцене... Трясет так, что зуб на зуб не попадает — пропал, думаю! Поднимается занавес — пою свободно... Ария моя в первом акте «Ах, друзья, какое счастье!» прошла при громадном аплодисменте… Кончился акт — слышу вызывают Шаляпина. Ну, думаю, артист!» Прямо скажем, что тут нет ни капельки бахвальства. Артист Иван Пеняев подтверждает: «Заключительная ария Стольника в первом акте была покрыта дружными аплодисментами всего театра. Успех был громадный, и я в душе порадовался за Шаляпина. После такого успеха С.Самарский «великодушно» прибавил Федору Ивановичу пять рублей. Теперь Шаляпин, бывший раньше в загоне у хористов, которые зло насмехались над ним и шутили над его костюмом и неповоротливостью, сразу вырастает на целую голову и приобретает всеобщее внимание». ...Прошло много лет. В 1901 году Ф.И. Шаляпина пригласили в Италию, в театр «Ла Скала», исполнять на итальянском языке партию Мефистофеля. Это было трудное испытание. Он снова вспомнил тогда Уфу: «Начался спектакль. Я дрожал так же, как на первом дебюте в Уфе, в «Гальке», так же не чувствовал под собою сцены и ноги у меня были ватные. Сквозь туман видел огромный зал, туго набитый публикой...». ...И снова был громадный успех. Еще через много лет, в 1932 году, Ф.И.Шаляпин снимался в фильме «Дон-Кихот». В беседе с корреспондентом газеты «Последние новости» (выходила на русском языке в Париже) он опять упомянул Уфу: «Да, говорит Ф.И.Шаляпин, — я снова чувствую себя семнадцатилетним юношей, когда я впервые выступал на подмостках как профессиональный актер в опереточной труппе в городе Уфе. С тех пор как я окунулся в эту новую для меня атмосферу фильмового ателье, появилась новая жажда работать!» Вспоминая успешное выступление в роли Стольника в Уфе, Шаляпин черпал новые силы для творческой жизни. (Кстати, об этом эпизоде уфимцы узнают впервые. Попробуйте найти заграничную газету «Последние новости» за 1932 год.) Трудно отыскать и петербургский журнал «Аполлон», в десятом номере которого за 1915 год напечатана заметка Эдуарда Старка о дебюте Ф.И.Шаляпина:

 
© 2007 - 2010 Дом-музей Фёдора Ивановича Шаляпина - сайт о музеи, жизни и творчестве Шаляпина.
Контакты с администрацией сайта: admin@shalyapin-museum.org
Контакты с администрацией музея: contact@shalyapin-museum.org
Адрес музея: 123242, Москва, Новинский б-р, д.25 - Телефон: 205-6236