english version logo logo
version française
Музей Жизнь музея Оперный клуб Контакты
Главное меню
Главная
Шаляпин
О музеи
Фото
Оперный клуб
Письма
Статьи
Ссылки
Статьи Шаляпина
События
Гостевая книга
Карта сайта

Книги
Маска и душа
Страницы из моей жизни
Эдуард Старк "Шаляпин"
Природа таланта Шаляпина
Шаляпин и Горький
Бельские просторы
Вятский Шаляпин
Дранков



15

Неизвестного! 3 марта днем состоялся первый бенефис Шаляпина в роли Неизвестного в опере «Аскольдова могила» А.Н.Верстовского. «В прощенное воскресенье (последнее воскресенье перед великим постом) я приклеил себе черную бороду, надел азям (кафтан), подпоясался красным кушаком и вышел на сцену с веслом в руке. Роль Неизвестного начинается прозой, и как только я начал говорить, мне сразу стало ясно, что я говорю «по-средневолжски», круто упирая на «о». Это едва не погубило меня, страшно смутив. Но за арию «В старину живали деды» публика все-таки аплодировала мне. Ужасно было слышать самого себя, когда я читал во втором действии монолог: «Глупое стадо! Посмотрим, что-то вы заговорите!» После этого я решил, что мне необходимо учиться говорить «по-барски», на «а». После бенефиса Семенов-Самарский принес мне в конверте 50 рублей — подарок от публики, да кто-то из публики же подарил закрытые серебряные часы на стальной цепочке. Кроме того, от сбора «с верхушек» мне очистилось рублей 30. Я стал богатым человеком. Никогда у меня не было такой кучи денег. Да еще и часы». Очень удачно выбрал Шаляпин оперу для бенефиса. Уфимцы ценили произведения композитора Алексея Николаевича Верстовского (1799—1862). В городе часто звучали мелодии из «Аскольдовой могилы», оперы, созданной по одноименному роману М.Н. Загоскина. «Тут развернулось все дарование композитора, призванного проложить русской оперной музыке прямой путь к истинной народности», — писал об опере А.Н. Серов. Оперу «Аскольдова могила» исполнила приезжая труппа еще в 1841 году. По словам С.Я.Елпатьевского, жившего в Уфе на пять лет раньше приезда Шаляпина: «Нашлись прекрасные голоса, уже при мне была поставлена опера «Аскольдова могила», с хорошим исполнением местными силами...» Биография самого Верстовского связана с Уфой. Здесь он жил, с десяти лет выступал на сцене, играя на фортепиано, получил музыкальное образование, а потом его талант шлифовали учителя мировой величины. В Уфе похоронены его предки. При жизни Шаляпин записал партию из «Аскольдовой могилы». Но запись ему не понравилась, и она осталась на «пробной» пластинке. Через много лет после смерти певца, в 1972 году, взяли эту забракованную запись и на фирме «Мелодия» воспроизвели ее. Ария Неизвестного была помещена в 1973 году и на заграничной долгоиграющей пластинке. Записи, конечно, уступают по звучанию пластинкам, одобренным Шаляпиным, но все же они представляют большой интерес для ценителей искусства великого певца. Мы уже упоминали, что в Уфе начал прорезаться литературный дар Ф.И.Шаляпина. Отсюда он писал заметки о выступлениях труппы Семенова-Самарского в казанские газеты. Сюжет для будущих автобиографических книг вырисовывается в письме казанскому знакомому сразу же после выступления в роли Стольника «Галька». И вот новое подтверждение, которое привела в своей книге «Уфа — колыбель творческой жизни Ф.И.Шаляпина» Г.А.Бельская. (Уфа, 2004). 17 ноября 1899 года Шаляпин пишет из Москвы В.В.Стасову: «…Дела мои на артистическом поприще идут пока, слава Богу, великолепно. Я кроме пения иногда пописываю, и в мой будущий приезд Вам прочитаю лирический этюд, написанный мною стихами в прозе и посвященный осенней ночи, а если напишу к тому времени еще что-нибудь, то также привезу и прочитаю». Знакомил ли Шаляпин В.В.Стасова с новыми своими опусами, неизвестно. Но Стасов отложил это письмо в архив к черновику неоконченного рассказа Федора Шаляпина о его бенефисе в Уфе, вернее о том, как он чувствовал себя после него. На оригинале до сих пор сохранилась пометка: «Шаляпин. Из автобиографии. Уфа. 1890—91». Вот полный текст шаляпинского наброска: «Это было утром в марте месяце… В то время, когда по небу пробегали быстро-быстро серенькие облака, мелкими брызгами обдавая и дома, и грязные улицы, с которых не успел еще совсем стаять снег, губернского города N. И когда в церквах раздавался жалобный великопостный стон колоколов, призывающих грешных граждан раскаяться в своих грехах, больших и малых, — в покосившемся домике на окраине города, в скромной комнате, заклеенной разными лубочными олеографиями, изображающими Страшный суд и какой-то кабак, за стойкой которого стоит рыжевато-серый черт с огромным хвостом и когтями, где также висит маленькое старое зеркальце, засиженное до того мухами, что всякий подошедший к нему видит свою физиономию, испещренную рябинами, позевывая и потягиваясь на деревянной кроватке, с заложенными под голову руками лежал Григорий Петрович Сорин. На столе кипел самовар. «Как все это странно случилось, — раздумывал Григорий Петрович. — Думал ли я, гадал ли, что, окончив здесь зимний сезон, я буду иметь восемь красных билетов, восемьдесят рублей. И ведь вот они здесь, я их ощущаю!» И он при этом вынул из-под подушки осторожно завернутые в бумажку деньги, развернул их и стал считать. «Гм! Какое счастье, а часы, часы серебряные и ходят, — снимая (часы) с гвоздика на стенке, промолвил Сорин. — И все это я получил вчера в бенефис... Нет, что говорить, антрепренер мой удивительно добрый человек, роль дал мне спеть и бенефис устроил, вот спасибо-то, ведь меня теперь и в городе, можно сказать, заметили, а то что? Хорист, просто хорист, да и только... Сейчас выпью чай и пойду на базар, куплю себе кожаный пиджак, триковые панталоны и пальто. Шапка у меня пока ничего», — и с этими словами Сорин встал и стал наливать себе чай». Это новый неизвестный для нас документальный источник, связывающий Ф.И.Шаляпина с Уфой. Он в переработанном виде был использован в его биографических книгах.

 
© 2007 - 2010 Дом-музей Фёдора Ивановича Шаляпина - сайт о музеи, жизни и творчестве Шаляпина.
Контакты с администрацией сайта: admin@shalyapin-museum.org
Контакты с администрацией музея: contact@shalyapin-museum.org
Адрес музея: 123242, Москва, Новинский б-р, д.25 - Телефон: 205-6236