english version logo logo
version française
Музей Жизнь музея Оперный клуб Контакты
Главное меню
Главная
Шаляпин
О музеи
Фото
Оперный клуб
Письма
Статьи
Ссылки
Статьи Шаляпина
События
Гостевая книга
Карта сайта

Книги
Маска и душа
Страницы из моей жизни
Эдуард Старк "Шаляпин"
Природа таланта Шаляпина
Шаляпин и Горький
Бельские просторы
Вятский Шаляпин
Дранков



7

азвитой личностью, и все будет в порядке. Но на самом деле эти простые истины очень редко доходят по адресу. Большинство хотят схватить жар птицу за хвост здесь и сейчас. Этот лозунг хорош только для телепередачи, но в жизни он не годиться. Мы забыли гениально простую русскую поговорку: тише едешь - дальше будешь. У древних римлян это звучит, как спеши медленно. Пренебрежение этим принципом легко прослеживается в спорте, особенно в футболе и в первую очередь в детском футболе, где это лежит на поверхности. От детей требуют результат, как только он попадает в клуб. Этого требует тренер, зарплата которого непосредственно связана с успехом его подопечных. То есть опять план, план и план, который, как говорил один из героев спектакля Заседание парткома по пьесе А.Гельмана Премия, превыше всего. Поэтому мальчишка кроме мяча ни о чем не думает. В результате страдает, прежде всего, личность. А это будет всегда сказываться в стрессовых ситуациях, в которых необходима полнейшая мобилизация всех ресурсов организма. Для футболиста - это умение сохранять хладнокровие в контакте с противником, особенно в штрафной и вратарской площадке, а также сохранение двигательной координации в этих же ситуациях при ударе по мячу. Хроническая болезнь не реализации сто процентных голевых возможностей не может быть преодолена при подобном положении с детским футболом. Об этом сужу не понаслышке, а по опыту совместной работы в качестве консультанта тренера одной из детских команд футбольного клуба Зенит Виталия Лебедева. Когда его ушли из дубля Зенита и он перешел в эту детскую команду, то родители и большинство тренеров в штыки приняли его новаторство. Поддержал его только директор школы. Первый год ушел на перелом ситуации. Многие бы не выдержали. Но мы стояли на мощном Шаляпинском фундаменте и знали, что и на нашей улице будет праздник. Так оно и получилось. На второй год дело сдвинулось с мертвой точки, и ребята по-другому стали подходить и к себе и к футболу. В этом году, став главной командой школы, во всех смыслах: по возрасту, по результативности, по отношению к делу, они не только выиграли все городские соревнования и игры у своих главных соперников сменовцев, но самое главное - они доказали, что путь к успеху лежит только через усиление личностного фактора. Питерские болельщики стали специально приезжать на игры этой юношеской команды, так как такого футбола они давно уже не видели. Футбольное руководство города оценило работу Виталия Лебедева и включило его в десятку лучших тренеров. Об этом говорю так подробно, потому что сам принимаю в этом активное участие и все это подтверждает верность исповедуемых Шаляпиным творческих принципов. услугами.

Увы, чего не смог постигнуть ты душой, Не объяснить тебе винтом и рычагами! Гете. Фауст

Продолжение книги В.Л.Дранкова Природа таланта Шаляпина

ПОЗНАНИЕ, МАСТЕРСТВО И ТВОРЧЕСТВО Рождению таланта благоприятствует стечение объективных условий жизни и субъективных возможностей и тенденций человека. Раннее знакомство с полюбившейся деятельностью, встречи с интересными людьми и талантливые учителя, указавшие путь творчества, пробуждают духовные силы и жажду созидания. Однако счастливые обстоятельства жизни успешно действуют лишь на тех, кто в них нуждается, на людей, обладающих живым умом и воображением, неутолимыми интересами ко всему, что приближает их к творчеству. Талантливые учителя способны лишь помогать развитию таланта, но не создавать его. Нельзя учить другого тому, что не можешь делать сам. Помощь таланту подчас заключается и в том, чтобы ему не мешали, а если возможно, создавали условия для его свободного развития и действия. При всей благоприятности факторов жизни и воспитания индивидуальная неповторимость таланта образуется саморазвитием и самовоспитанием человека. Духовная мощь таланта и все богатство его созидательных возможностей образуется углубляющейся и расширяющейся в течение всей жизни человека сферой познания, всегда начинающей развитие творческих способностей, а в дальнейшем предвосхищающей открытие нового. Для того чтобы преобразовать внешний мир, необходимо ощутить его бытие во внутреннем мире. Познание образует неизмеримо емкий и гибкий фонд подсознания. От совершенной деятельности открытой системы зависит потенциал творческих возможностей закрытой системы сознания. Источники познания художника бесконечно разнообразны и неожиданны. Чтобы воссоздать внутренний мир человека во всех сферах его социального и индивидуального бытия, необходима такая масса наблюдений и знаний, такой объем духовной культуры, который был бы во много раз шире и глубже содержания воплощаемого в художественном образе. В отдельном должно проявляться всеобщее. Познание человека несравнимо объемнее его деятельности. Количество чувствительных нервов у человека,-замечает Л. С. Селамон,-гораздо большее, чем эфферентных нервов. Вообще известно, что в нервную систему поступает гораздо больше импульсов, больше раздражителей, чем вообще может принципиально реализоваться. Этот принцип, выдвинутый английским физиологом Шеррингтоном, называют принципом воронки. Из него явствует, что в рефлекторном действии информация не может быть выражена полностью и проявляется или конденсированно или избирательно. Тем более это верно в отношении к художественному творчеству, где информация особенным образом концентрируется и сгущается при выходе в художественную форму. Хорошо известно, какими муками творчества сопровождается фильтрация материала в поисках нужного художественного обозначения. Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды,-признавался В. Маяковский. В одной единице художественного языка воплощается сжатая емкость большого содержания. Творчество - превращение огромной массы известного в несравнимо меньшую, но новую систему неизвестного явления. Всеобъемлющая духовная культура и разносторонние знания-интеллектуальная предоснова таланта.

 
© 2007 - 2010 Дом-музей Фёдора Ивановича Шаляпина - сайт о музеи, жизни и творчестве Шаляпина.
Контакты с администрацией сайта: admin@shalyapin-museum.org
Контакты с администрацией музея: contact@shalyapin-museum.org
Адрес музея: 123242, Москва, Новинский б-р, д.25 - Телефон: 205-6236