english version logo logo
version française
Музей Жизнь музея Оперный клуб Контакты
Главное меню
Главная
Шаляпин
О музеи
Фото
Оперный клуб
Письма
Статьи
Ссылки
Статьи Шаляпина
События
Гостевая книга
Карта сайта

Книги
Маска и душа
Страницы из моей жизни
Эдуард Старк "Шаляпин"
Природа таланта Шаляпина
Шаляпин и Горький
Бельские просторы
Вятский Шаляпин
Дранков



39

Как это на первый взгляд ни покажется странным, успех и признание, создавая, с одной стороны, благоприятные условия для творческого роста, с другой стороны, порождают неожиданные субъективные препятствия для развития таланта, иногда даже большие, чем неблагоприятные условия, мешавшие его утверждению. Не каждый молодой художник, музыкант, актер или певец могут понять, что первый успех, положительные рецензии, восторженные поклонники - эти счастливые моменты их жизни - таят в себе смертельную угрозу их таланту. У малодушных дальнейшее движение в искусстве прерывается бесплодными мыслями о своей необыкновенности, о своем таланте, который теперь навсегдагарантирует успех, благосостояние и поклонение. Творческие силы и энергия растворяются в самоудовлетворенном честолюбии. Незаметно прекращается движение таланта. Но остановка в развитии таланта - смерти его подобна. Преждевременно и неразумно захваленные одаренные молодые деятели литературы и искусства превращаются в посредственных ремесленников, живущих воспоминаниями быстро прошедшей славы. Творчество выдающихся деятелей искусства убеждает в том, что сила и жизнеспособность их талантов заключалась в том, что они никогда не были довольны собой и не могли остановиться на достигнутом, что успех и признание не снижали накала их творческой энергии. Уже в начале большого творческого пути Шаляпина проявилось это свойство его таланта. В дальнейшем оно стало одним из ведущих факторов его творчества. В любой момент своей жизни из нескольких возможных путей, какими бы они ни казались привлекательными, он очень зорко выбирал тот, который мог способствовать развитию его таланта. Ясный ум и творческая воля, закаленная трудностями и невзгодами жизни, научили артиста отказываться от того, что могло задержать движение вперед. Справедливость требует признать, что на заре оперной карьеры в Тифлисе Шаляпина окружали не только восторженные поклонники, но и подлинно требовательные, строгие друзья. Надо полагать, что его суровый учитель Д. Усатов сделал все возможное, чтобы одаренный певец не засиделся в Тифлисе. Поначалу высоко оценивший талант Шаляпина, музыкальный деятель и друг Шаляпина В. Корганов в статье, посвященной итогам тифлисского оперного сезона, также очень сдержанно писал о достижениях Шаляпина, упорно подчеркивал недостатки в его исполнении. Он упрекал Шаляпина в том, что певец удовлетворился успехами, поблагодарил Усатова за уроки и почил на лаврах. Резкий публичный упрек вполне мог отрезвить самолюбивого певца, если в какой-то момент он и колебался в решении своей дальнейшей судьбы.

Краткий комментарий. Тифлисский период творчества Шаляпина наименее известен и поэтому многие интерпретируют этот период исходя из своих, как правило удобных и понятных для себя представлений. Наиболее характерен взгляд, что Усатов привил ему правильное певческое дыхание, которое связывают с глубоким диафрагмальным дыханием. Эта трактовка связана прежде всего с тем, что сам Шаляпин нигде по поводу певческого дыхания ничего определенного не говорит. Традиция же глубокого диафрагмального дыхания уже существовала. Но никто не мог предположить, что основатель этой традиции М.Гарсиа-младший сознательно исказил истину и тем самым пустил под откос весь вокальный мир. Ведь все ученики М.Гарсиа, в том числе и Эверарди учили своих учеников петь на малом дыхании.От Усатова, ученика Эверарди и Шаляпин, наверняка, узнал этот главный секрет бэльканто. Недаром Эверерди назвал Шаляпина, когда последний был уже выдающимся певцом: Ти - моя внучка!.

ТИФЛИССКИЙ ПЕРИОД И ВОКАЛЬНАЯ ШКОЛА Д. А. УСАТОВА

Неизвестно, чем закончились бы скитания Шаляпина с бродячими провинциальными оперными труппами, если б в его судьбу не вмешался живший в Тифлисе бывший тенор императорских театров, талантливый педагог профессор Д. А. Усатов. Обладая большой музыкальной культурой, он был одним из тех редких певцов и учителей пения, которые боролись за создание новой вокальной школы, воспитывающей певцов, способных исполнять оперные партии русских композиторов. Вполне возможно, что Шаляпин заинтересовал Усатова не только хорошим голосом, но и естественностью исполнения, живостью и непосредственностью лица, жестов, свидетельствовавших об актерских возможностях юноши, то есть совокупностью данных, которые представлялись ему необходимыми для певца русской оперы. Шаляпину необыкновенно повезло. Усатов согласился учить его бесплатно и многое сделал для его нравственного, эстетического и творческого развития. Прежде всего он дал ему хорошую певческую подготовку, восполнив пробел его вокального образования. Ученик знаменитого Эверарди, превосходный знаток итальянской школы бельканто, Усатов с непреклонной требовательностью обучал Шаляпина вокальной технике, умело и компактно опирать звук на дыхание, водить, как смычком, дыханием по голосовым связкам, извлекать звуки разнообразного и красивого тембра, держа голос в маске, и другим правилам кантилены.

 
© 2007 - 2010 Дом-музей Фёдора Ивановича Шаляпина - сайт о музеи, жизни и творчестве Шаляпина.
Контакты с администрацией сайта: admin@shalyapin-museum.org
Контакты с администрацией музея: contact@shalyapin-museum.org
Адрес музея: 123242, Москва, Новинский б-р, д.25 - Телефон: 205-6236