english version logo logo
version française
Музей Жизнь музея Оперный клуб Контакты
Главное меню
Главная
Шаляпин
О музеи
Фото
Оперный клуб
Письма
Статьи
Ссылки
Статьи Шаляпина
События
Гостевая книга
Карта сайта

Книги
Маска и душа
Страницы из моей жизни
Эдуард Старк "Шаляпин"
Природа таланта Шаляпина
Шаляпин и Горький
Бельские просторы
Вятский Шаляпин
Дранков



52

Певцы его времени, за исключением Ф. Стравинского, не задумывались над изобразительным воплощением создаваемого образа и над живописно-пластическим стилем оперного спектакля. Исполняя партию, они либо сохраняли свое лицо, либо пользовались условным гримом и костюмом, традициями, предназначенными для этой роли. С тех пор, как кто-то,- с горечью писал Э. Старк о внешнем воплощении образа Мефистофеля,- неизвестно, кто именно, придумал этот грим - острую бородку, усы шилом кверху и брови строго параллельно усам,- он вошел в повсеместное употребление и опошлился в степени крайне неимоверной. Неинтересно стало глядеть на Мефистофеля при его первом появлении, когда знаешь наперед до мелочей, каким он выскочит из люка. Самый костюм его всегда был утомительно однообразен и нисколько не художествен. Разница была лишь в том, что один бес выйдет в красном шелке при черном плаще, а другой в черном бархате при красном плаще. Но оба непременно в изобилии украсят себя золотыми позументами. Вот и вся Lстильность. Подобные трафареты внешнего облика были готовы к услугам певцов на любые роли. При таком пренебрежительном отношении к облику оперного персонажа трудно было воплотить его характер и добиться психологической правды в оперном театре.

Искусство поющего актера не может быть приблизительным. Нельзя преобразиться в того, чью душу раскрываешь перед зрителем, смотреть на мир его глазами, сохранив свои глаза, свое лицо или замаскировав его условным гримом. Задуманному характеру должны соответствовать строго определенные черты лица, выражение глаз, положение губ и другие видимые очертания образа. Сценическая правда и красота, о которой мечтал Шаляпин, достигается гармонией внутреннего мира и внешнего облика персонажа. Сквозь внешний облик актера должна явственно и по-театральному выразительно ощущаться жизнь души персонажа. Но для того чтобы достичь такой гармонии, певцу недостаточно быть актером. Ему необходимо стать художником, особенным художником, способным создавать образ персонажа на живой фактуре своего лица и тела. И если в Петербурге Шаляпин стремился соединить оперное искусство с драмой, то в Москве, у Мамонтова, он задумался над тем, как соединить его с живописью. Здесь он учился у новых друзей-талантливых русских художников, каждый из которых с радостью вносил свой особенный вклад в художественное образование Шаляпина. Творческая дружба с ними явилась для певца своеобразной академией искусств, развившей интеллектуальные и профессиональные силы его таланта. Каждый день, проведенный в декоративной мастерской или в студии художника, обогащал его новыми знаниями в различных областях искусства, истории, литературы. Серов вызывал в его изображении видения Древней Ассирии. Врубель нашептывал ему предания о старой царственной Вене конца XVIII века. Под их руководством Шаляпин углублял и совершенствовал свое искусство постигать душевный строй, видеть переживания в облике человека. Начальную школу образной характериологии он получил у Серова. В ту пору Серов подчинил все творческие задачи своего искусства поискам характера, воплощению сущности изображаемого человека. Ему удавалось передавать в портрете такую емкость душевного содержания, что люди, никогда до этого не видевшие данного лица, легко угадывали его характер. Шаляпин учился у Серова чувствовать внутренний мир в видимом образе. Пристально наблюдал он за каждым движением его карандаша, пытаясь понять, как художник, отвлекаясь от затемняющих, маскирующих второстепенных черт, раскрывает в рисунке сокровенные начала характера. От Серова, всегда перевоплощавшегося в человека, с которого он писал портрет, Шаляпин мог заимствовать способность вживаться в воображаемый образ персонажа, опираясь на его фиксируемые контуры.

 
© 2007 - 2010 Дом-музей Фёдора Ивановича Шаляпина - сайт о музеи, жизни и творчестве Шаляпина.
Контакты с администрацией сайта: admin@shalyapin-museum.org
Контакты с администрацией музея: contact@shalyapin-museum.org
Адрес музея: 123242, Москва, Новинский б-р, д.25 - Телефон: 205-6236