english version logo logo
version française
Музей Жизнь музея Оперный клуб Контакты
Главное меню
Главная
Шаляпин
О музеи
Фото
Оперный клуб
Письма
Статьи
Ссылки
Статьи Шаляпина
События
Гостевая книга
Карта сайта

Книги
Маска и душа
Страницы из моей жизни
Эдуард Старк "Шаляпин"
Природа таланта Шаляпина
Шаляпин и Горький
Бельские просторы
Вятский Шаляпин
Дранков



55

Художественная система Московской частной оперы удивительно благоприятствовала многогранному развитию таланта Шаляпина. Нельзя не признать, что талантливая среда-лучшая школа таланта. Шаляпина учила замечательная плеяда деятелей русского искусства и культуры. (Достаточно напомнить, что лекции по русской истории ему читал В. О. Ключевский.) Каждый из них принимал посильное участие в развитии его многогранного таланта и в создании оперных партий. Одной из самых важных причин интенсивного развития таланта Шаляпина была предоставленная ему Мамонтовым полная свобода творческих исканий. Улавливая тенденции его художественных стремлений, ему во всем помогали и ни в чем не мешали.(К сожалению, такой свободой творческих поисков редко обладают актеры и певцы в современных драматических и оперных театрах) Самым большим благодеянием для меня было, конечно, то, что у Мамонтова я мог позволить себе смелые художественные опыты, от которых мои чиновные вицмундиры в Петербурге перепадали бы все в обморок. Впервые в жизни я почувствовал себя свободным, сильным, способным победить все препятствия. На глазах друзей и зрителей происходило волшебное превращение Федора Шаляпина в чародея оперной сцены. И когда в 1898 году Московская частная опера гастролировала в Петербурге, те, кто раньше видел Шаляпина,- писал Старк,- ахнули от изумления... Нам, петербуржцам, не ви-давшим его два года, было особенно ясно, как ярко теперь отгранен этот драгоценный камень. Нам резко бросалось в глаза, что каждая роль у Шаляпина подвергалась теперь вдумчивому изучению, слагалась из данных исторического или бытового исследования, чтобы потом озариться творческим светом. Стасов приветствовал рождение нового русского таланта пламенной статьей Радость безмерная. Передо мной явился вчера,- писал он,- Иван Грозный в целом ряде разносторон-них мгновений своей жизни... Какой это был бесконечный ряд чудных картин! Как голос его выгибался, послушно и талантливо, для выражения бесконечно все новых и новых душевных мотивов! Какая истинно скульптурная пластика являлась у него во всех движениях, можно бы, кажется, лепить его каждую секунду и будут выходить все новые и новые необычайные статуи! И как все это являлось у него естественно, просто и поразительно! Ничего придуманного, ничего театрального, ничего повторяющего сценическую рутину.

Какой великий талант! И такому-то человеку всего 25 лет! Самому себе не веришь. Я был поражен, как редко случалось во всю жизнь. Но ведь чего надо еще ожидать от Шаляпина впереди? Стасов был прав. Партии, созданные им в Мамонтовской опере, были лишь эскизами, первыми набросками замечательных вокально-артистических шедевров, созданных в последующие годы. Неугасаемое стремление совершенствовать свое творчество, никогда не удовлетворяться достигнутым, постоянно изменять то, что уже как будто вылилось в вполне художественную форму, становится неотъемлемым законом развития его таланта. И если я что-нибудь ставлю себе в заслугу и позволю себе считать примером, достойным подражания, это-самодвижение мое, неутомимое, беспрерывное, никогда, ни после самых блестящих успехов, я не говорил себе: Теперь, брат, поспи-ка ты на этом лавровом венке с пышными лентами и несравненными надписями... Я помнил, что меня ждет у крыльца моя русская тройка с валдайским колокольчиком, что мне спать некогда - надо мне в дальнейший путь! И вновь в глубине его творческой фантазии мелькали новые варианты образа, приближавшие Шаляпина к какой-то едва уловимой художественной правде. Краткий комментарий. Можно написать отдельную книгу посвященную влиянию Саввы Ивановича Мамонтова и его окружения на формирование Шаляпина. В конце 80-х мне удалось побывать в Абрамцево и попытаться представить атмосферу,в которой формировался Шаляпин. Тогда мне подумалось, что в таких условиях было бы грех - не запеть. Побывайте и Вы,как и я ранней осенью и тогда, увидя благославенную природу и обстановку тех мест, Вы согласитесь со мной.

 
© 2007 - 2010 Дом-музей Фёдора Ивановича Шаляпина - сайт о музеи, жизни и творчестве Шаляпина.
Контакты с администрацией сайта: admin@shalyapin-museum.org
Контакты с администрацией музея: contact@shalyapin-museum.org
Адрес музея: 123242, Москва, Новинский б-р, д.25 - Телефон: 205-6236