english version logo logo
version française
Музей Жизнь музея Оперный клуб Контакты
Главное меню
Главная
Шаляпин
О музеи
Фото
Оперный клуб
Письма
Статьи
Ссылки
Статьи Шаляпина
События
Гостевая книга
Карта сайта

Книги
Маска и душа
Страницы из моей жизни
Эдуард Старк "Шаляпин"
Природа таланта Шаляпина
Шаляпин и Горький
Бельские просторы
Вятский Шаляпин
Дранков



61

4) перевоплощение и вокально-сценическое исполнение оперной роли. Краткий комментарий. В этом введении к изложению системы Шаляпина В.Л. Дранков осторожно прикасается к своеобразному табу - критике системы К.С.Станиславского. Вспомним время работы, и написания книги - конец 60-х - начало 70-х годов 20 века: самый махровый застой. Критика системы К.С.Станиславского еще предстоит. Замечу, что большего вреда для творчества, здоровья актеров, который нанесла и наносит эта система трудно себе представить. В дальнейшем я покажу, как ужаснулся Ф.И. Шаляпин, когда воочию сам увидел, что делается в студии К.С.Станиславского. Свою любимую дочь Ирину он прямо на глазах публики во время спектакля вывел за руку из театрального зала и наказал ей за пушечный выстрел не приближаться к этой студии. Система Шаляпина, именно система, а не наитие, как это многим представляется, диаметрально противоположна системе Станиславского. Об этом Шаляпин не раз заявлял Станиславскому. Однако после отъезда Шаляпина за границу Станиславский заявлял, что свою систему он создавал, опираясь на творчество Шаляпина. Вот на этой лжи, огромных материальных подношениях советскому правительству купца К.С.Алексеева (Станиславский - псевдоним) и приобретен авторитет этой системы угробившей и искусство и здоровье актеров. Психологическим обоснованием этой системы является лень, и как ее производные: низкие заработки актеров, нетребовательность публики. Но главной причиной живучести этой системы является - духовная нищета современного общества. Американцы, потому и являются горячими приверженцами системы Станиславского, что духовная нищета общества достигла там критической отметки. Пороки системы Станиславского, прежде всего, отражаются на голосе актера. О психофизиологических механизмах потери голоса говорилось ранее и повторяться не буду.    Про Шаляпина кто-то сказал: когда Бог создавал его, то был в особенно хорошем настроении, создавая на радость всем. В.И. Немирович-Данченко

Человек может то, что он должен Фихте И.Г.(1762-1814) - немецкий философ Уважаемые подписчики! По причинам, от меня не зависящим у нас с Вами образовался некоторый перерыв. Не буду объяснять причин, но от меня требовалось терпение и терпение, чтобы пережить этот период. Вспоминаю, что Достоевский постоянно отвечал всем, кто одолевал его вопросами о природе его творчества, что главное - это уметь терпеть. При этом он добавлял, что для того, чтобы стать писателем, надо пострадать. Этот полуторамесячный перерыв напомнил мне еще раз эту аксиому. Шаляпин, на которого мы ориентируемся, прошел суровую школу испытаний в детстве и юности, и это было важнейшим фактором его дальнейшего движения, точнее самодвижения к генерируемым им целям. Обратите внимание, что все дети великих людей ничего близкого в сравнении с их родителями не достигали. У них не было школы жизни, без чего невозможно понять ее. Об этом вспоминаю 13 февраля 2002 года в 129-летнюю годовщину со дня рождения великого певца. 7 февраля в великолепном зале Российского географического общества состоялся очередной вечер посвященный этой дате.

Программа вечера: I отделение Доклад Голос на всех континентах. Ф.И.Шаляпин - 40мин. II отделение Демонстрация возможностей методов Ф.И. Шаляпина на речевом и певческом материале - 30 мин. III отделение Обучение методике восстановления природного голоса -20 мин. Вечер проводит кандидат психологических наук Владимир Багрунов

Было около ста присутствующих. Среди них и представители прессы. Велась видеосъемка двухчасового вечера. Вечер открыл один из моих учеников Вадим Номоконов, один из лучших переводчиков-синхронистов. Ему не раз доводилось переводить выступления председателя совета министров М.М.Касьянова. Ранее во время перевода он чувствовал большой дискомфорт от несоответствия своего голоса голосу премьер-министра. Это и послужило причиной наших занятий. Теперь этого нет, а есть постоянное желание общаться, демонстрируя свой великолепный бас. Вадим не удержался от того, чтобы продемонстрировать и свой певческий голос. Вечер прошел на одном дыхании. Вначале я рассказал о Шаляпине и его системе, затем продемонстрировал свой речевой и певческий уровень. Поскольку доклад назывался Голос на всех континентах. Ф.И.Шаляпин, то репертуар был подобран таким образом, чтобы частично оправдать свое название. Вначале был произнесен текст, который мы разучивали в речевой ступени (Эгмонт. Сладостный сон). Затем под собственный гитарный аккомпанемент я спел украинскую песню Нiчь яка мiсячна и романс Шереметьева на слова А.С.Пушкина Я вас любил. Под фортепиано (аккомпанировал профессионал с большим будущим Александр Волобуев). Был спет романс Варламова на стихи Гете-Лермонтова Горные вершины, старинный итальянский мадригал знаменитого композитора и певца Каччини Амариллис, того, кто одним из первых говорил, что петь надо, будто говоришь. В пении впереди голоса ставил слово, движение, интонацию. Все это родственно системе Шаляпина. Всем советую, и к этому мы вскоре подойдем, обратиться к творчеству Каччини. Сейчас же мы пока работаем главным образом со словом. Затем Шубертовская Аве Мария и закончилась демонстрационная часть началом первого акта из оперы Гуно Фауст - монолог Фауста: Напрасно мой ум ответа жадно просит: у творца и природы всей, никто не в силах открыть мне все тайны непонятных судеб! и еще две следующие фразы. Третьей частью вечера была настройка примарного тона голоса. Я показал, как это делается со сцены, а потом прошелся по всем рядам и это же продемонстрировал в индивидуальном порядке. Все присутствующие с удовольствием выполняли это простое, но эффективное со многих точек зрения упражнение. Вечер прошел, на мой взгляд, хорошо. Продолжим наши практические занятия.

 
© 2007 - 2010 Дом-музей Фёдора Ивановича Шаляпина - сайт о музеи, жизни и творчестве Шаляпина.
Контакты с администрацией сайта: admin@shalyapin-museum.org
Контакты с администрацией музея: contact@shalyapin-museum.org
Адрес музея: 123242, Москва, Новинский б-р, д.25 - Телефон: 205-6236