english version logo logo
version française
Музей Жизнь музея Оперный клуб Контакты
Главное меню
Главная
Шаляпин
О музеи
Фото
Оперный клуб
Письма
Статьи
Ссылки
Статьи Шаляпина
События
Гостевая книга
Карта сайта

Книги
Маска и душа
Страницы из моей жизни
Эдуард Старк "Шаляпин"
Природа таланта Шаляпина
Шаляпин и Горький
Бельские просторы
Вятский Шаляпин
Дранков



79

Создание внутреннего мира персонажа завершалось с помощью актерских способностей. Лишь тогда, когда Шаляпин начинал ощущать, что смотрит на мир глазами своего героя и мыслит в его душевном строе, характер становился живым и действенным. Различные душевные свойства персонажа объединялись бесконечно возрастающими связями различных элементов сознания и подсознания. Характер кристаллизовался.

Таким образом, литературные способности оплодотворяли творческие силы, создающие духовный мир персонажа; изобразительные действовали в творческих силах, рисующих видимые очертания опорного образа. Особенная интеграция отдельных черт и душевных состояний характера могла осуществляться творческими силами, в структуре которых доминировали актерские способности. Воспоминания Э. Каплана, наблюдавшего, как Шаляпин показывал молодым певцам характеры всех действующих лиц оперы Рахманинова Скупой рыцарь, иллюстрируют самый путь от литературного к изобразительному, а затем и к актерским методам творчества, и наглядно прослеживают последовательное действие этих творческих сил. Обращаясь к актеру, исполняющему роль ростовщика, Шаляпин спросил: не кажется ли ему, что у ростовщика есть внутреннее сходство с самим бароном, скупым рыцарем, только без огненной страсти?...

Ростовщик лишь притворяется бедняком... .. .Это его внешний облик, подобострастный и приниженный, а на самом деле эта скрытая, предельно хитрая, изворотливая сила, которая безжалостно сгубила многих и многих, подобных Альберту. Это фламандский богач в одежде нищего, трусливый и умный, презирающий всех; под личиной распластанной угодливости-маленькая, уродливая, но трагическая фигура.

Шаляпин рисовал нам образ медленно. Подумает, найдет характерную черту и снова думает, а мы не столько слышали его, сколько видели все, что он говорит, видели, как постепенно преображался он, видели, как голова его ушла в плечи, думывая ту или иную черту характера, то или иное проявление определенного душевного состояния или действия персонажа, воплощая свои замыслы, Шаляпин рисовал. О характере персонажа, как хорошо известно, он всегда думал с карандашом в руках. Его графические наброски, по-видимому, фиксировали различные этапы развития опорного образа и были неотъемлемой частью его творческой характериологии.

Создание внутреннего мира персонажа завершалось с помощью актерских способностей. Лишь тогда, когда Шаляпин начинал ощущать, что смотрит на мир глазами своего героя и мыслит в его душевном строе, характер становился живым и действенным. Различные душевные свойства персонажа объединялись бесконечно возрастающими связями различных элементов сознания и подсознания. Характер кристаллизовался.

Таким образом, литературные способности оплодотворяли творческие силы, создающие духовный мир персонажа; изобразительные действовали в творческих силах, рисующих видимые очертания опорного образа. Особенная интеграция отдельных черт и душевных состояний характера могла осуществляться творческими силами, в структуре которых доминировали актерские способности. Воспоминания Э. Каплана, наблюдавшего, как Шаляпин показывал молодым певцам характеры всех действующих лиц оперы Рахманинова Скупой рыцарь, иллюстрируют самый путь от литературного к изобразительному, а затем и к актерским методам творчества, и наглядно прослеживают последовательное действие этих творческих сил. Обращаясь к актеру, исполняющему роль ростовщика, Шаляпин спросил: не кажется ли ему, что у ростовщика есть внутреннее сходство с самим бароном, скупым рыцарем, только без огненной страсти?...

Ростовщик лишь притворяется бедняком... .. .Это его внешний облик, подобострастный и приниженный, а на самом деле эта скрытая, предельно хитрая, изворотливая сила, которая безжалостно сгубила многих и многих, подобных Альберту. Это фламандский богач в одежде нищего, трусливый и умный, презирающий всех; под личиной распластанной угодливости-маленькая, уродливая, но трагическая фигура. Шаляпин рисовал нам образ медленно. Подумает, найдет характерную черту и снова думает, а мы не столько слышали его, сколько видели все, что он говорит, видели, как постепенно преображался он, видели, как голова его ушла в плечи, он сгорбился, стал меньше ростом, даже маленьким, хитро засверкали глазки-щелочки; казалось, нос стал горбатым, во-сточным, видели, как чуть зазмеилась ехидная улыбка, зашевелился беззубый рот и тоненький голос тихо, протяжно запел:

 
© 2007 - 2010 Дом-музей Фёдора Ивановича Шаляпина - сайт о музеи, жизни и творчестве Шаляпина.
Контакты с администрацией сайта: admin@shalyapin-museum.org
Контакты с администрацией музея: contact@shalyapin-museum.org
Адрес музея: 123242, Москва, Новинский б-р, д.25 - Телефон: 205-6236