english version logo logo
version française
Музей Жизнь музея Оперный клуб Контакты
Главное меню
Главная
Шаляпин
О музеи
Фото
Оперный клуб
Письма
Статьи
Ссылки
Статьи Шаляпина
События
Гостевая книга
Карта сайта

Книги
Маска и душа
Страницы из моей жизни
Эдуард Старк "Шаляпин"
Природа таланта Шаляпина
Шаляпин и Горький
Бельские просторы
Вятский Шаляпин
Дранков



86

способствовал более отчетливому проявлению образа во внутреннем видении. Разговаривая с нами,-продолжает корреспондент,-он снова возвращается к столу и доделывает контур.

Шаляпин рисовал и тогда, когда работал над созданием характера персонажа, ибо и на этой стадии он опирался на элементы внутреннего видения. Когда же воплощение опорного образа внутреннего видения становилось ведущей целью его творчества, изобразительные способности становились главенствующими силами его таланта. В это время под карандашом его рождались десятки зарисовок персонажей, их лиц в различных душевных состояниях. К сожалению, большинство из этих рисунков утрачено или находится в частных коллекциях и по целому ряду причин недоступно для исследования. Но даже немногие из дошедших до нас рисунков проливают свет на природу опорных образов и помогают раскрыть их роль в формировании внешнего и внутреннего строя персонажа. Чтобы понять значение этих творческих набросков, нужно проследить их функции в работе над воплощением ведущих оперных партий Шаляпина.

ДОН КИХОТ. Работа Шаляпина над воплощением облика Дон Кихота может служить классическим образцом творчества опорных образов внутреннего видения. О, Дон Кихот Ламанчский, как он мил и дорог моему сердцу, как я его люблю,-писал он М. Горькому. Вынашивая образ неукротимого борца за правду и добро, проникаясь мыслью об извечности его бытия, Шаляпин создавал внешний облик Дон Кихота, постигая его характер. Каждая черта лица рыцаря как бы рисовалась его душевными свойствами и состояниями.

Дон Кихот,-писал Шаляпин,-я совсем не знаю, какой он из себя. Правда, внимательно прочитав Сервантеса, закрыв затем глаза и задумавшись, я могу получить общее впечатление от Дон Кихота... Я, например, могу понять, что этот сосредоточенный в себе мечтатель должен быть медлительным в движениях, не быть суетливым. Я понимаю, что глаза у него должны быть не трезвые, не сухие. Я понимаю много различных и важных отдельных черт. Но ведь этого мало, какой он в целом-синтетически? Что нужно мне сделать для того чтобы публика при первом взгляде на Дон Кихота доверчиво и с симпатией ему улыбнулась; да, это ты, старый знакомец наш и друг. Ясно, что в его внешности должна быть отражена и фантазия, и беспомощность, и замашки вояки, и слабость ребенка, и гордость кастильского рыцаря, и доброта святого. Нужна яркая смесь комического и трогательного.

Но все это для Шаляпина лишь отдельные черты образа, скорее знания о нем, умозрительные психологические данные. И в какой-то момент их творческий симбиоз рождает внутреннее видение образа персонажа. Исходя из нутра Дон Кихота я увидел его внешность . Вообразил ее себе и, черта за чертою, упорно лепил его фигуру, издали эффектную, вблизи смешную и трогательную. Я дал ему остроконечную бородку, на лбу я взвихрил фантастический хохолок, удлинил его фигуру и по-ставил ее на слабые, тонкие, длинные ноги. И дал ему ус,- смешной положим, но явно претендующий украсить лицо именно испанского рыцаря... И шлему рыцарскому, и латам противопоставил доброе, наивное, детское лицо, на котором и улыбка, и слеза, и судорога страдания выходят почему-то особенно трогательными. В 1909 году в Париже и в Петербурге Шаляпин изучал образ Дон Кихота. В январе 1910 года в Монте-Карло репетировалась и в феврале должна была состояться премьера оперы Массне Дон Кихот.

Признаться,-писал дирижер Хессин, гостивший в Монте-Карло, где Шаляпин должен был впервые выступить в роли Дон Кихота,-я очень волновался за Федора Ивановича - за то, насколько он сумел подготовиться к воплощению мирового образа Дон Кихота, хорошо известного чуть ли не каждому ребенку; это я и высказал ему при встрече. В ответ на мои опасения Шаляпин вынул из письменного стола большой альбом своих карандашных набросков, изображавших Дон Кихота в самых разнообразных положениях и видах: сначала голова, потом шея, рука, пальцы, Дон Кихот на Россинанте, в шлеме, в латах, с копьем в руках, борьба с ветряными мельницами, любовная сцена с Дульцинеей и, наконец, смерть....

 
© 2007 - 2010 Дом-музей Фёдора Ивановича Шаляпина - сайт о музеи, жизни и творчестве Шаляпина.
Контакты с администрацией сайта: admin@shalyapin-museum.org
Контакты с администрацией музея: contact@shalyapin-museum.org
Адрес музея: 123242, Москва, Новинский б-р, д.25 - Телефон: 205-6236