english version logo logo
version française
Музей Жизнь музея Оперный клуб Контакты
Главное меню
Главная
Шаляпин
О музеи
Фото
Оперный клуб
Письма
Статьи
Ссылки
Статьи Шаляпина
События
Гостевая книга
Карта сайта

Книги
Маска и душа
Страницы из моей жизни
Эдуард Старк "Шаляпин"
Природа таланта Шаляпина
Шаляпин и Горький
Бельские просторы
Вятский Шаляпин
Дранков



90

В этой фазе Шаляпину необходимо было увидеть Ивана Грозного, создать его внешний облик в своем воображении. Шаляпин упорно и проникновенно изучает произведения живописи и скульптуры, связанные с образом Грозного. Подолгу всматривается Шаляпин в скульптуру Антокольского, запечатлевшего Ивана Грозного погруженным в раздумья. Шаляпин мог уловить в его лице и позе такие движения его души, ощущение которых невольно должно было способствовать творческому синтезу элементов уже сложившихся знаний о его характере.

Часами изучал знаменитую картину Репина Иван Грозный и его сын Иван. Для актера,-писал впоследствии Шаляпин,- т. е. для пластического изображения типа, да еще такого, как Иван Грозный, всего прочитанного в книгах было недостаточно, и вот где воскликнул я великое спасибо Илье Ефимовичу Репину. Я увидел его Грозного с сыном в Третьяковской галерее. Совершенно подавленный ушел я из галереи. Какая силища, какая мощь. И хотя эпизод убийства сына не входил в играемую роль, однако душа Грозного (несмотря на все зверства, им творимые), как мне именно и хотелось, представлена была Душой Человеческой, т. е. под толщей деспотизма и зверства, там, где-то далеко-далеко в глубине, я увидел теплющуюся искру любви и доброты.

В создании образа Грозного Шаляпину помогли и произведения художника Шварца, его картина Иван Грозный у тела сына и многие другие. Но особенно ожег его воображение портрет царя Ивана, выполненный В. Васнецовым. На нем,- вспоминал Шаляпин,-лицо Грозного изображено в три четверти. Царь огненным темным глазом смотрит куда-то в сторону. Если у Антокольского Шаляпин наблюдал своего персонажа в глубоком раздумье, у Репина в минуту отчаяния, то у Васнецова он увидел очертания темной, зловещей стороны его души: готовность к свирепому действию, подозрительность, с трудом сдерживаемое бешенство.

Шаляпин искал у художников не только данных для воплощения внешнего облика своего Грозного. Улавливая в созданных ими образах царя Ивана различные проявления его характера, все глубже и шире постигая связь между его внешним обликом и внутренним миром, он постепенно набрасывал во внутреннем видении свой образ Грозного-царя.

По мере того, как интеллектуально воссозданная Шаляпиным душа Ивана Грозного обретала форму живых очертаний лица и тела, усиливалась интеграция ее отдельных частей. И когда, наконец, в воображении Шаляпина окончательно сложился видимый образ Грозного, в структуре этого опорного образа осуществился искомый синтез различных свойств и черт его характера. Этот образ впитал в себя все данные о личности Грозного-царя, которые Шаляпин постиг изучением исторических источников, произведений литературы и изобразительных искусств. В то же время это был новый, оригинальный образ, в котором сокровенные глубины характера Ивана Грозного раскрывались в облике живого человека.

Чтобы убедиться в том, не нужно обращаться к знаменитым характеристикам его сценического исполнения. Стоит лишь взглянуть на его рисунки, с помощью которых он выявлял и фиксировал опорный образ внутреннего видения этого персонажа.

К сожалению, до нас не дошли зарисовки, сопутствовавшие подготовке роли и первым ее исполнениям. Но даже немногие из сохранившихся, исполненные значительно позже, свидетельствуют о емкости и глубине психологического содержания и динамичной многоликости опорного образа царя Ивана Грозного.

Вот один из рисунков (верхний на стр. 168), исполненный в Монте-Карло в 1911 году.

В этом рисунке Грозный-царь представлен во всем могуществе самовластия, способный пригвоздить острым посохом любого, в ком почует несогласие со своей волей. Он клещами готов вырвать у окружающих подтверждение в благости любого его поступка. Царь как будто слушает и неясно, какое будет решение: может быть, прощение или милость, а может - лютая казнь. Недоверчивый, легко ожесточающийся, он представляется более восприимчивым к дурным, чем к добрым влияниям. В каждом встречном чудится ему опасность измены. Взгляд исполнен подозрительности, трудно завоевать его доверие.

 
© 2007 - 2010 Дом-музей Фёдора Ивановича Шаляпина - сайт о музеи, жизни и творчестве Шаляпина.
Контакты с администрацией сайта: admin@shalyapin-museum.org
Контакты с администрацией музея: contact@shalyapin-museum.org
Адрес музея: 123242, Москва, Новинский б-р, д.25 - Телефон: 205-6236