english version logo logo
version française
Музей Жизнь музея Оперный клуб Контакты
Главное меню
Главная
Шаляпин
О музеи
Фото
Оперный клуб
Письма
Статьи
Ссылки
Статьи Шаляпина
События
Гостевая книга
Карта сайта

Книги
Маска и душа
Страницы из моей жизни
Эдуард Старк "Шаляпин"
Природа таланта Шаляпина
Шаляпин и Горький
Бельские просторы
Вятский Шаляпин
Дранков



99

Шаляпин уже пробовал рисовать своих персонажей, но тогда его графика почти не связывалась с актерским (психологическим) воплощением образа. Есть все основания предполагать, что дальнейший взлет изобразительных способностей Шаляпина был обусловлен активным развитием и влиянием остальных художественных способностей его таланта. Но в то время, не владея графическими средствами воплощения характера и внешнего облика персонажа, он не располагал такими способностями и в актерском творчестве. И как совершенен рисунок 1914 года, изображающий Мефистофеля в первой картине оперы ожидающим от Фауста подписания договора. Рисунок представляется первой экспозицией образа. Вот он, классический божок Анатоля Франса, фрейдовский господин инстинктов в человеке. Чувствуется, что черт пожил и хорошо знает истинную цену земным утехам и высоким побуждениям людей. Дух и мастер земных удовольствий, он знает все и ни во что не верит, особенно в благородство человеческой души. Испытав все - не нуждается ни в чем. Он не грустен и не веселон бесстрастен. Непобедимым скепсисом веет от этого лица: спокойного, уверенного и сильного.

Это так и не так. Если присмотреться, его серьезный, деловой взгляд говорит, что происходящее сейчас ему отнюдь не безразлично и в существе своем он далеко не бесстрастен. И кажется, что под маской равнодушия живет неукротимая страсть циника, его идея, его правда, убеждение, что в мире господствуют ложь, похоть и себялюбие. Емкость психологического содержания этого рисунка позволяет ему служить опорным образом Мефистофеля на всем протяжении его диалога с Фаустом.

Контур опорного образа внутреннего видения, намеченный в рисунке, воплотился на лице Шаляпина в сценическом образе Мефистофеля. Однако на данном снимке образ живет уже в иной эмоциональной тональности. Деловая сосредоточенность несколько сбита приливом беспокойства и тревоги. Может быть, дьявола уже давно тревожит неуверенность в победе начала зла и разрушения, которому он служит, и доказать, что человек ничтожен, он должен не только богу, но и самому себе? Так и кажется, что перед встречей с Фаустом дух сомнения усомнился в своем могуществе. Сейчас все ставится на последнюю карту. Мефистофель ждет и жаждет согласия Фауста.

Могущественному духу земных наслаждений удается склонить философа. И на снимке он вновь спокоен и непобедимо силен. Презрение, бесстрастие и уверенность, так отчетливо выраженные на рисунке, появляются на живом лице актера, сквозят в его взгляде, магнетически подавляющем волю Фауста. Диалог с ним в первой картине приходит к концу:

Я здесь к твоим услугам, ну а там ты будешь мой... Да, там. Пиши. Здесь вот.

Фауст подписывает до-говор. За спиной его стоит Мефистофель. Следя за исполнением Шаляпина,- свидетельствует Старк,- поражаешься, до чего оно проникнуто скульптурностью. Эта крупная фигура точно изваяна из бронзы, нет ни одной расплывчатой линии, все определенно, все вычеканено. И в то же время чувствуется, что под этой броней, застывшей, окаменевшей, таятся необычайная гибкость и подвижность.

В своем воображении Шаляпин рисовал и лепил не только лицо, но и всю фигуру персонажа, добиваясь скульптурной выразительности каждого ее сценического положения. Отдельные моменты пластических мизансцен этого целостного опорного образа он выявлял и фиксировал в своих рисунках. На рисунке 1920 года Мефистофель изображается в полупрофиль со спины, во весь рост. Чувствуется, что плечи и весь торс его написаны по фигуре Шаляпина. Выразительно передан момент обращенного к кому-то движения и характерный жест руки. В этом рисунке черт предстает в обличии заурядного кавалера. Может быть, он на городской площади предлагает составить компанию подвыпившим бюргерам. Постой! - обрывает он песню Вагнера.- К вам в кружок примите, примите, вас прошу, меня вы. Когда товарищ ваш споет, что начал он, я предложу вам спеть различных много песен. Но, может быть, он обращается к Марте, в саду у Маргариты:

 
© 2007 - 2010 Дом-музей Фёдора Ивановича Шаляпина - сайт о музеи, жизни и творчестве Шаляпина.
Контакты с администрацией сайта: admin@shalyapin-museum.org
Контакты с администрацией музея: contact@shalyapin-museum.org
Адрес музея: 123242, Москва, Новинский б-р, д.25 - Телефон: 205-6236